Team Building Shop

Производство, продажа, прокат оборудования для тимбилдинга, коммуникативных игр, корпоративных тренингов,
приключенческих и анимационных программ. Тентовые конструкции. Интернет-магазин. Доставка по России

Ваша корзина: 0 товаров
«TEAM BUILDING SHOP» - ВСЁ ДЛЯ ТИМБИЛДИНГА Тел.: +7 495 646-10-49 E-mail: shop@tbshop.ru
о Компании оплата и доставка Методики новости статьи прокат контакты партнеры Наш телефон: +7 (495) 646-10-49
обратный звонок
10.08.2005

Коллектив или команда?

Анастасия Иванова

Когда компания собирается заказать командный тренинг, многие искренне недоумевают: зачем нам какие-то командные мероприятия за большие деньги, у нас ведь замечательный коллектив! Однако коллектив и команда - отнюдь не тождественные, хотя и пересекающиеся понятия. И не всякий коллектив, даже очень дружный и давно сложившийся, в состоянии выполнить те задачи, которые по плечу только команде.

Светлая мечта начальника

Когда-то, в недалеком советском прошлом, считалось (и возможно, небезосновательно), что личность формируется, в основном, в трудовом коллективе. Само это понятие «трудовой коллектив» было наполнено позитивным и созидательным смыслом. В наши дни понятие «коллектив» претерпело существенные изменения не только в глазах сотрудников, но и в глазах руководителей.

Восприятие коллектива со знаком «плюс» или со знаком «минус» зависит от множества факторов, прежде всего - от стиля управления, принятого в компании. Так, например, в фирмах-системах, с жестким иерархичным управлением, коллектив, скорее, напоминает армейское подразделение со всеми его достоинствами и недостатками. В фирмах-семьях, где микроклимат в значительной степени определяется традициями и личными взаимоотношениями, коллектив зачастую выступает в роли «Большого брата», где сотрудники пристально наблюдают друг за другом. В такую «семью» трудно вписаться новичку, в том числе и новичку-руководителю.

Независимо от сферы деятельности компании, пресловутые «настроения в коллективе» служат своего рода лакмусовой бумажкой, индикатором ее положения на рынке и финансовой устойчивости. Известно, что даже отдельные нелояльные сотрудники могут сильно осложнить компании жизнь, а нелояльный коллектив - и вовсе стать серьезным тормозом для решения поставленных задач. Вот почему в корпорациях зачастую прямо противопоставляют понятия коллектива и команды, причем команда воспринимается как панацея от всех бед и обязательное условие достижения быстрого успеха в бизнесе. Но такой подход не всегда оправдан.

«Мечта руководителя – когда между понятиями «коллектив» и «команда» можно поставить знак равенства, - говорит Александр Поляков, коммерческий директор компании «Team Systems». - Но на практике это удается реализовать лишь в единичных случаях, в организациях с очень эффективным менеджментом. Поэтому формирование команды не должно стать для менеджера самоцелью». Чтобы выбрать оптимальную форму взаимодействия сотрудников, руководителю компании или HR-директору необходимо четко представлять отличия коллектива и команды.

Найди десять отличий

Коллективом (от лат. «собирательный») можно считать большинство рабочих групп со своими традициями, правилами («у нас так принято»), устоявшимся составом. Обычно члены коллектива связаны общими интересами и личными отношениями, однако общей цели у них может и не быть – каждый работает над своей задачей. Например, группа менеджеров по продажам, работающих в одном офисе, со сложившимися традициями и ритуалами, совместными праздниками и т.п., без сомнения является коллективом, но не командой, поскольку каждый сотрудник имеет свой индивидуальный план продаж, а в ходе работы менеджеры практически не взаимодействуют, ограничиваясь обменом информацией.

Другой пример. Группа консультантов, собранная для реализации конкретного проекта, становится эффективной командой, если между специалистами организовано четкое взаимодействие, и они нацелены на достижение общего результата. Но ее нельзя назвать коллективом, так как участники не работают бок о бок постоянно, встречаются только для обсуждения и координации работы над проектом, и не имеют общих традиций. Наиболее яркие примеры таких проектных команд существуют в политике (избирательные штабы), шоу-бизнесе и рекламе.

Главный отличительный признак команды – существование общей цели, которая разделяется всеми участниками процесса и каждый несет ответственность за ее достижение. На определенном этапе наступает «момент истины», и успех всей команды становится для участников важнее их личных интересов. Но это не означает, что команда обезличивает людей – просто приоритеты расставляются по-другому (смещаются от частного к общему).

Но у команды есть и другие важные признаки.

- Взаимозависимость: для сравнения - в коллективе участники или односторонне зависимы (начальники-подчиненные), или независимы друг от друга (сотрудники одного уровня).

- Относительно небольшая численность: эффективная команда может включать 12-20 человек, но не более. Для коллектива, естественно, таких ограничений не существует. Иногда команда может быть органично «вписана» в большой коллектив: например, в рамках конкретного подразделения, с четко описанными задачами и во главе с сильным руководителем.

- Присутствие командного лидера («капитана команды»).

- Распределение ролей: каждый член команды понимает и принимают свою роль, и осознает, как она связана с общими целями и предполагаемыми результатами.

Строили мы, строили... И что построили?

На формирование коллектива всегда в большей степени влияет не стремление к эффективной групповой работе, а организационная структура компании. Конечно, если для руководителя важно регулировать поведение персонала, он может поощрять желательный стиль общения и наказывать нежелательный. Но полностью регулировать процессы межличностного взаимодействия в коллективе очень непросто. Поэтому при появлении в компании новых сотрудников, коллектив, как правило, начинает «лихорадить»: происходит смена неформальных ролей (появляются новые лидеры и аутсайдеры), расширяется свод «неписанных правил». И далеко не всегда это идет на пользу общему делу.

«При подборе сотрудников в коллектив руководители обычно отталкиваются от их профессиональной компетентности, - поясняет Денис Лунев, генеральный директор компании «Мэйнстрим».- Но когда речь идет о команде, важна не только квалификация специалистов: особое внимание уделяется мотивационной и ценностной сферам, близости личных целей кандидатов целям формируемой команды». По мнению большинства тренеров и бизнес-психологов, существует два основных подхода к созданию команды:

развитие: состав участников уже определен, поэтому решается задача превращения группы (коллектива) в команду;

проектирование: потенциальные участники подбираются тщательно, с учетом требований к членам данной команды.

Но в любом случае команда в процессе своего «рождения» проходит несколько стадий:

формирование (определение численности, постановка целей, распределение ролей и задач);

«преодоление шторма» (стрессовый этап: конфликты, «проверка» лидеров и других участников на соответствие заявленной роли и т.п.);

возвращение к норме (все правила установлены, лидер определен, команда сплочена и готова к работе);

нормальная деятельность, направленная на решение актуальных задач.

Создание команды предполагает не только обучение людей соответствующим навыкам, но и изменение их системы ценностей и взглядов на взаимодействие (что гораздо важнее). Однако трудоемкий процесс под названием «team building» нужен предприятию далеко не всегда.

Team work: Соломоново решение

Будем реалистами: сегодня людям, работающим в бизнесе, конкуренция ближе, чем сотрудничество, а личные цели и комфорт важнее, чем коллективный успех. Поэтому при построении командного взаимодействия необходимо показать каждому участнику, что при успешном достижении цели он остается в выигрыше, тогда как «тянуть одеяло на себя», в конечном счете, невыгодно. Полезно также анализировать позитивные результаты работы, и обращать внимание на то, какие именно командные действия помогли добиться успеха.

«По сравнению с коллективом, команда в целом более затратное и сложное «орудие производства». Поэтому использовать ее без надобности неэкономично и неблагоразумно,- утверждает Денис Лунев. - Это инструмент, необходимый для решения специфических задач, но он не является обязательным и единственным условием достижения стратегических целей компании».

Как утверждает Александр Поляков, многие крупные коллективы никогда не будут функционировать как настоящая команда: чем больше группа, тем меньше эффективность взаимодействия. И в такой ситуации проводить тренинги командообразования (team building) бессмысленно, нужно проводить тренинг построения эффективной командной работы (team work). По его результатам коллектив может быть разбит на слаженно действующие группы сотрудников - по сути, несколько команд, каждая из которых стремится к поставленным целям... и одновременно может соревноваться с другими за лучшие результаты.

10-08-2005 Элитный персонал

о Компании оплата и доставка Методики новости статьи прокат контакты    

Запрос обратного звонка

Оставьте свой номер телефона, и мы позвоним в удобное для вас время.
 
Каталог подрядчиков - Аттракционы и техника © 2024 Интернет-магазин TBshop
Телефон: (495) 646-10-49
Адрес: Москва, ул. Крылатская, 1